Open
Close

Образовательный портал. Проект по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой россии этап - заключительный

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений и элементарных

знаний:

  • о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни;
  • о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь - невестка, тёща - зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, ближайших родственников;
  • о функциях людей разногопола и возраста в семье;
  • о гендерных отношениях и взаимосвязях в семье как между деть-ми, так и между взрослыми («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей - отцом»);
  • об адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира), по которомупроживает семья, номере телефона квартиры (дома), адресах и номерахтелефонов близких родственников, друзей семьи;
  • о своей принадлежности к членам группы детского сада, о фамилии,имени, отчестве заведующей детским садом, об адресе детского сада и др.

Создание условий для приобретения опыта:

  • составления вместе с родителями и воспитателем генеалогическогодрева (начиная с дедушек и бабушек), рассматривания семейных альбомов с фотографиями, почётных грамот и наград родственников, их коллекций и др.;
  • установления взаимосвязей между различными мужскими и женскими проявлениями, эмоциональными реакциями, правилами и нормами поведения;
  • участия в выполнении некоторых семейных обязанностей, семейных традициях и праздниках;
  • поздравления родителей и родственников с днём рождения и другими праздниками;
  • проявления чувства гордости за семью, умения, достижения иуспехи родителей и родственников (положительные поступки, наградыза профессиональные, спортивные и другие достижения);
  • внимательного и заботливого отношения к работникам и воспитанникам детского сада;
  • выполнения некоторых общественных обязанностей, поручений,участия в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства,изготовление подарков для благотворительных акций и др.);
  • проявления чувства гордости за успехи и достижения педагогов ивоспитанников детского сада.

Методическое сопровождение:

  • Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997.
  • И.Ф.Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера 2004г.

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование

Месяц Игра Задачи
Сентябрь Путешествие Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Октябрь Библиотека Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.
Ноябрь Парикмахерская Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии
Декабрь Магазин Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.
Январь Хлебозавод Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.
Февраль Аптека Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.
Март Больница Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.
Апрель Школа Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.
Май Почта Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.

К концу года дети в игре могут:

° Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

° Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

° Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

° Моделировать предметно-игровую среду.

° В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо­дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

° Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

° В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.

° Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес­сии, правила поведения в театре.

° Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе­ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Протокол

заседания Совета педагогов №3

ГБОУ СОШ с. Курумоч

Структурное подразделение Детский сад «Белочка»

Протокол № 1,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Бородай Т.А.

СЕКРЕТАРЬ: Архипова Т.В.

Присутствовали:

Заведующий Бородай Т.А.

Ст. воспитатель Архипова Т.В.

Воспитатели групп

Узкие специалисты: Сураева И.М.

Хохрина А.В.

Повестка дня.

1.Планирование работы по формированию представлений о человеке в истории и культуре: проблемы и пути их решения с учетом ФГТ (по результатам проверки планов)

2.Круглый стол по теме: «Развитие представления о человеке в истории культуры»

3.Практическая часть: презентация каждой группой новых перспективных форм работы по формированию у детей представления о человеке в истории культуре

4.Итоги тематического контроля по воспитанию представлений о человеке в истории и культуре

Заслушали:

  1. Архипову Т.В.

Вхождение ребенка в мир человеческой культуры является одним из приоритетных направлений педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость проведения углублённой работы по формированию основ социального и правового сознания, развитию представлений о месте человека в истории и культуре, роли в техническом прогрессе. Для планомерной работы были определены следующие задачи:

  • знакомство детей с историей возникновения с.Курумоч; культурой, традициями и бытом коренного населения.
  • формирование у детей основ национального самосознания и любви к Родине;
  • формирование у детей представлений об истории цивилизации: образе жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда человека;
  • развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе: усовершенствование средств передвижения, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации;
  • развитие основ правового сознания дошкольников;
  • воспитание у детей чувства гордости за достижения науки и техники нашей Родины;
  • воспитание положительного отношения дошкольников к окружающим людям - уважения к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, культуре и традициям.

Планирование работы с детьми по данному разделу осуществляется в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а также на основе методических пособий «Что было до … Игры - путешествия в прошлое предметов» «Рукотворный мир» О.Б. Дыбиной, «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И.Ф. Мулько, парциальной программы социального развития «Я - человек». Перспективное планирование разработано по трём направлениям: специально организованные занятия, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Тематика занятий распределена по следующим блокам:

  • Я и моя семья;
  • Наша Родина - Россия;
  • История родного края;
  • Быт, культура и искусство народов Севера;
  • Безопасность поведения дома и на улице;
  • История цивилизации;
  • Технический прогресс;
  • Права человека.

Для проведения работы по развитию представлений о человеке в истории и культуре создана соответствующая предметно-развивающая среда:

  • уголок по обучению правилам дорожного движения: макет «Наша улица», «Перекресток», дидактические игры «Азбука осторожности», лото «Дорожные знаки», демонстрационный и раздаточный материал по ОБЖ;
  • уголок нравственно-патриотического воспитания «Моя родина - Россия», где приставлена символика страны, округа, города, куклы в национальных одеждах, предметы быта и культуры народов Крайнего Севера, альбомы «Мы на Севере живем», «Надым город детства»»
  • мини-музей «В гостях у бабушки Арины» для ознакомления с бытом, культурой и традициями русского народа.
  • тематические выставки «Виды транспорта», «Специализированная техника», «Где жил человек (эволюция жилища)», «Современная и древняя письменность», «Средства связи».

2. Брындину А.А.

Выступила за идею создания мини- музеев в каждой возрастнойгруппе по определенной тематике.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев, творческих выставок необходима.

Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

Быкова М.А. Выступила с презентацией по определенной тематике.

Актуальность:

Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Проблема:

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек,о народных мастерах,о росписи.

У детей бедный словарь по декоративно-прикладному искусству.

Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.

3.Архипову Т.В.

Вывод по тематическому контролю.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема по формированию представлений о человеке в истории и культуре актуальна и она в ДОУ решается:

через занятия, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для формирования представлений о человеке в истории и культуре: отражение этого в зонах, в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в накопленном воспитателями иллюстративном материале.

1. обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах;

2. Включать в план работы театрализованную деятельность детей;

3. пополнить иллюстративный наглядный материал;

4. продолжить обмен опытом между педагогами;

5. создать и пополнить мини-музей в своей группе.

Проект решения педсовета

1.Разработать памятки для педагогов и родителей по реализации прав детей в детском саду и в семье.

2.С целью активизации работы по ознакомлению детей с историей и культурой создать условия в группах для повышения познавательной активности дошкольников.

3.Запланировать родительское собрание во II квартале тематическое родительское собрание по правовому воспитанию во всех возрастных группах.

4.Разработать перспективное планирование по разделу «Развитие представлений о месте человека в истории и культуре».

5.Произвести подборку музыкальных произведений для прослушивания по данной тематике возрастным группам.

5.Произвести подборку иллюстративного материала по темам занятий.

6.Повышать свой профессиональный уровень по данной теме.

Срок постоянно Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели

Людмила Серова
Конспект занятия в старшей группе по развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре

Закрепить у детей знания о том , какими были первые люди на земле, когда они жили, как добывали пищу, огонь, чем занимались (скотоводство, земледелие, что использовали в качестве одежды, как общались.

Активизировать словарь детей : первобытный, земледелие, скотоводство.

Материал : макет жилища древних людей, фигурки древних людей, зверей, предметы для добывания огня , кусочки меха (шкуры, ножи, иллюстрации о жизни древних людей.

Предварительная работа : Рассказ о древних людях, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов из серии «жизнь на земле» , «Древние люди» , - «Древние животные» , М. Шпаши «Прирученный огонь» , рассказ Д. Эрвильн «Приключения доисторического мальчика » , рассматривание фигур первобытных людей.

Ход занятия

Дети, сегодня мы отправимся в музей и познакомимся с жизнью первобытных людей на земле. Экскурсоводом буду не только я, но и вы (подвожу детей к столу на котором собраны предметы первобытных людей ).

Начинаю рассказ. Давным-давно на земле жили люди, которые не были похожи на современных людей. Какими они были? Давайте вспомним. Дети рассказывают о древних людях : были похожи на крупных обезьян, ходили на 2-х ногах, но сильно наклонялись вперед, лицо было грубое с широким носом, низким лбом, руки были длинные и свисали до самых колен. Они могли выполнять простую работу : хватать, рыть землю. Дети, а как называли древних людей - первобытными. Ребята, мы с вами умеем общаться с помощью речи (слов, нас все понимают. А как общались первобытные люди? (ответы детей : не могли говорить, общались звуками). Предложить детям изобразить , как ходили и общались первобытные люди.

Ребята, мы живем в домах, которые построили строители. Где жили первобытные люди? (древние люди жили в пещерах, прятались в них от дождя, палящего солнца, животных).

Ребята, мы с вами можем пойти в магазин купить разных продуктов и приготовить из них еду. Где и как добывали себе еду древние люди? (ответы детей , как охотились древние люди на животных, с помощью чего : ямы- ловушки, колья, камни, палки). Сегодня у нас нет проблем, где взять одежду - купить в магазине. Но где же брали одежду древние люди (из шкур убитых животных, в качестве палок использовали кости животных и рыб, острые камни. Мужчины уходили на охоту, а дома оставались женщины и дети, что они делали? (собирали колоски, плоды) . И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что проросли случайно рассыпанные зернышки.

Потом они стали специально рассыпать зерна и выращивать их рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. С охоты мужчины приносили домой, оставшихся от убитой свиньи поросят, что они делали с детенышами ? (помещали в загон, кормили их) . Правильно теперь неудача на охоте не страшна людям, вот она еда - в загоне возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

Ребята, что за предметы у нас в музее (показываю на камни и кусочки дерева, для чего они нужны) . Дети рассказывают о том, как люди добывали огонь (сначала пытались сохранить горящие ветки от деревьев, которые вспыхивали от ударов молнии, потом попробовали добывать огонь, ударяя камень о камень и заметили, что если долго тереть один кусок о другой, он начинает тлеть и разгораться). Предлагаю детям попробовать добыть огонь, как это делали первобытные люди.

Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, но скоро пойдете в школу . А вот древние люди не ходили в школу. Послушайте, что было бы, если б не было школ. Исполняю песню «Если б не было школ» Дети подпевают. Ребята, вам понравилось в нашем музее? В другой раз мы тоже посетим его и узнаем, что-то новое.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 34

ул. Молодежная, д.23, с. Починки, Егорьевский р-н, Московская обл., 140324

тел (8 49640) 64 - 144, email: Isaikina_Elena79@mail. ru

Проект «Ознакомление старших

дошкольников с культурой и историей

России»

Воспитатель: Корнеева Л.А.

Починки 2017 год

1.Введение

1.1.Актуальность темы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

1.2.Цели и задачи

2.Основной этап проекта

3.Заключение.

Приложение 1. Конспекты занятий, досугов, народных праздников по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа, используемых в процессе работы над проектом.

Приложение 2. Формы и методы работы с родителями

Приложение 3. Перечень русских народных игр

Приложение 4. Список используемой литературы.

«Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности»

А.С.Пушкин

Актуальность:

Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего детства. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача - передать её детям, наполнив их сердце негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своей страны.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют чётких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, доброту, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость

за землю, на которой живёшь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре, поэтому раскрытие личности ребёнка полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И чем раньше ребёнок придёт к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе ему она станет.

Кроме того, многие родители вопросы обучения детей истории и культуре русского народа не считают важными, поэтому эта работа актуальна и требует большого такта и терпения, ведь знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о народных праздниках и играх, о былинных и сказочных героях, о быте и предметах домашнего обихода своих предков, народных промыслах родного края.

Гипотеза :

Проведение работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа путём активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, обучение. будет способствовать воспитанию любознательного, общительного,

имеющего представления о себе и обществе ребёнка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.

Цель проекта :

Приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа, обогащать знания детей о жизни людей в разное историческое время, развивать интерес к прошлому страны, к традициям, особенностям культуры, воспитывать патриотизм.

Задачи:

1.Способствовать сохранению здоровья дошкольников через создание условий в

образовательном пространстве ДОУ для развития познавательного интереса к истории и культуре русского народа.

  1. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста: интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.
  2. Развивать связную речь; обогащать и активизировать словарь детей путём использования всех видов фольклора, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности, знакомить с народными промыслами, поддерживать интерес к познанию жизни своих предков, обогащать знания детей о быте русского народа посредством экспонатов мини-музея «Русская изба»
  3. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности.
  4. Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процессе через проведение русских народных игр, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа.

Принципы решения задач проекта:

*Принцип доступности:

Он предполагает соотношение учебного процесса с уровнем учёта возрастных особенностей детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они обладают. доступность материала, постепенность его усложнения

Принцип наглядности:

«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» - Я.А.Коменский - показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей.

*Принцип интегративности.

Заключается в интеграции образовательных областей

Принцип социального партнёрства :

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой.

Вид проекта: информационно-практический

Участники проекта:

*Воспитанники ДОУ

*Педагоги ДОУ

*Родители

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, сбор экспонатов в мини-музей «Русская изба», приобретение художественной и методической литературы.

2.Основной. Проведение занятий, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Заключительный. Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта:

Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1.Воспитание ребёнка эрудированного, общительного, с широким кругозором, имеющего представления о культуре и истории русского народа, с развитой познавательной активностью, умеющего анализировать и систематизировать полученные знания, с развитым творческим и логическим мышлением и воображением.

  1. Развитие интереса к истории и культуре русского народа.

Для родителей:

  1. Возможность участвовать в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ; укрепление детско-родительских отношений, возможность повысить уровень педагогической компетентности родителей
  2. Возможность способствовать развитию у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
  4. Раскрытие творческого потенциала семьи.

*Работа с детьми;

*Работа с родителями;

*Работа с педагогами;

Для работы с детьми был составлении перспективный план по приобщению детей к истокам культуры русского народа с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С,Комаровой, М,А,Васильевой

В работе с детьми по воспитанию по ознакомлению с историей и культурой русского народа у детей мы использовали:

*занятия кружка в мини-музее «Русская изба» ;

*совместную деятельность взрослых и детей;

*чтение художественной литературы;

*народные игры, досуги, развлечения;

*художественное творчество, конструирование;

*ознакомление с пословицами, поговорками, закличками, загадками

*Использование русских народных песен и танцев.

*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

*Применение игрушек и изделий народных промыслов.

*Представление кукольного театра.

*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

*Рассказы о народных обычаях и традициях.

*Рассматривание иллюстраций о русском быте.

*Беседы, вопросы, разъяснения

*Презентации

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, сбору экспонатов для мини-музея «Русская изба»;

*участие в конкурсах творческого мастерства; в досугах и развлечениях

*консультации для родителей по приобщению детей к истокам своего прошлого;

Проект долгосрочный:

*1-этап - подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, приобретение методической и художественной литературы, организация развивающей среды.

Основная задача педагогов - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.

*2-этап - основной.

1.Составление перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа и форм взаимодействия работы с родителями.

2.Организация образовательного процесса.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа

Тема, месяц

Задачи

Материал

Сентябрь

«Моя семья»

Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о семье, обобщить представление о том, что семья- -это все, кто живёт рядом. Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы. Воспитательные: воспитывать чувство долга, любви и уважения ко всем членам семьи, закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Семейные фотографиикарточки солнышка и тучки

«Русский народный костюм»

Образовательные: познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей. Развивающие: развивать художественный вкус и творческие способности детей. Воспитательные: расширять представления об истории русского народа, воспитывать интерес к русской национальной культуре.

Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации. Презентация

«Знакомимся с былинами»

Образовательные: формировать понятие о том, кто такой богатырь, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали, учить детей вести диалог. Развивающие : развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, речь и познавательный интерес детей, расширять словарный запас. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине на примере былинных героев, формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности и доброты

Картина В.Васнецова «Богатыри»

«Земля русская - в старину далёкую…»

Образовательные: формировать знания и представления о героическом прошлом русского народа, о былинных и сказочных богатырях - защитниках земли русской, приобщать детей к русской народной культуре, узнавать и называть доспехи и оружие русских богатырей. Развивающие: развивать фантазию детей, пополнять словарный запас. Воспитательные: воспитывать уважение к защитникам Руси, чувство гордости за своих предков

Иллюстрации Презентация

Октябрь

« В горнице моей тепло…»

Образовательные: познакомить детей с горницей, её убранством. Развивающие: развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям, обогатить и активизировать речь детей словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, самотканая пряжа, веретено, прялка, рушник, кувшин, молочник, конёк

Предметы кухонной утвари, предметы быта в мини-музее «Русская изба»

« Русская изба»

Образовательные: углублять представления детей о русской избе как памятнике архитектуры, формировать познавательный интерес. Развивающие: развивать координацию движений, умение составлять композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, фантазию. Воспитательные: продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к русской старине, эмоционально реагировать на русское зодчество

Большой лист бумаги (ватман) А4 на каждого ребёнка, прямоугольники из белой, жёлтой бумаги разных размеров для брёвен. Кисти, клей, ножницы, салфетки, цветная бумага, иллюстрации с русскими избами, образцы резных украшений

« Хлеб - всему голова»

Образовательные: дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Развивающие: развивать мышление, умение устанавливать логические связи. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Колоски пшеницы и ржи, хлеб чёрный и белый, каравай. Иллюстрации с изображением крестьянина- сеятеля, процесса жатвы и молотьбы, пшеничные ростки, карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребёнка

«Осенины»

Образовательные: знакомить детей с обычаями, обрядами, преданиями и праздниками русского народа, учить использовать фольклор в своей речи Развивающие: развивать интерес к истории России Воспитательные: продолжать воспитывать патриотизм, гордость за свой народ

Ленты, русские национальные костюмы

Ноябрь

« Русская печь»

Образовательные: закрепить знания детей о русской печке, её назначении в избе, особенностями повседневного быта, обогатить словарь детей новыми словами(печь, ухват, кочерга), народными пословицами и поговорками. Развивающие: развивать интерес к жизни наших предков, связную речь детей, фантазию. Воспитательные: воспитывать уважение к мастерству рук человеческих, к народным традициям

Макет русской печки

« Что расскажет нам русская прялка»

Образовательные: активизировать в речи детей слова: прялка, веретено, люлька, обогащать словарь детей пословицами и поговорками. Развивающие: развивать уважение к прошлому нашей страны. Воспитательные: воспитывать интерес к культуре русского народа

Прялка, веретено, люлька

«Синичкины именины»

Образовательные: закреплять и систематизировать знания детей о птицах, познакомить с народным праздником «Синичкины именины». Развивающие: развивать мышление, память, речь детей, интерес к жизни птиц, обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них, проявлять к птицам сочувствие.

Иллюстрации птиц, шапочки зимующих и перелётных птиц

« Народные промыслы наших предков»

Образовательные: вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве. Познакомить с некоторыми видами ремёсел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха), активизировать словарь. Развивающие: развивать творчество, стремление подражать народным умельцам. Воспитательные: воспитывать уважение к труду наших предков

Экспонаты мини-музея «Русская изба», иллюстрации Презентация

Декабрь

« Горшок»

Образовательные: закреплять знания о народных промыслах, учить детей лепить горшок. Развивающие: развивать фантазию, воображение, творчество. Воспитательные: воспитывать интерес к русской старине, уважение к мастерству предков

Горшок, глина

«Русский самовар»

Образовательные: учить детей чтить и уважать традиции своих предков, расширять общий кругозор, познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития. Развивающие: развивать у детей творческие способности, фантазию, эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать интерес к истории русского народа, любовь к Родине

Экспонаты музея мини-музея «Русская изба»

«Рукомойник»

Образовательные: учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей. Развивающие: развивать интерес к русским народным играм, пословицам, поговоркам, забавам; внимание, память, мышление, воображение, восприятие. Воспитательные: воспитывать интерес, уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, русскому фольклору

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

Хозяюшкины помощники

Образовательные: продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька, кочерга, ухват, горшок, самовар), обогащать словарь детей. Развивающие: развивать фантазию, уважение к традициям и обычаям русского народа. Воспитательные: воспитывать интерес к жизни наших предков, расширять кругозор.

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

Январь

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Образовательные: продолжать знакомить детей с обычаями, обрядами, традициями и преданиями. Развивающие: развивать коммуникативные навыки детей, расширять знания детей о прошлом наших предков. Воспитательные: воспитывать у детей понимание самобытности культуры русского народа, гордость за свою страну.

Декорации избы, русские народные костюмы, музыкальные инструменты, мешок, веник, Рождественская звезда

«Волшебный сундучок»

Образовательные: учить детей узнавать и называть предметы быта наших предков, расширять словарный запас. Развивающие: развивать мышление детей, творчество, фантазию. Воспитательные: воспитывать уважение к традициям русского народа, к его культуре

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

«Дорога ложка к обеду»

Образовательные: познакомить детей с историей возникновения русской ложки, активизировать представления детей о ложке, как о столовом приборе и музыкальном инструменте Развивающие: развивать речь детей, эмоциональное восприятие, творческое воображение, художественный вкус. Воспитательные: воспитывать уважение к истории своих предков, традициям и творчеству народных мастеров

Экспонаты мини-музея «Русская изба», деревянные ложки, иллюстрации к русским народным сказкам

«Золотые ложки»

Образовательные: дать представление об истории хохломской росписи, об основных используемых элементах, упражнять детей в составлении узора. Развивающие: развивать технику рисования хохломских узоров; творческие способности детей, их воображение, фантазию. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к мастерам хохломской росписи

Хохломские изделия, трафареты ложек, гуашь

Февраль

«Волшебные спицы»

Образовательные: приобщать детей к народному искусству, расширять и пополнять знания и представления детей о пряже, шерсти, спицах, вязальном крючке. Развивающие: развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать интерес к рукоделию, к культуре русского народа

Волшебный сундучок с изделиями рукоделия, спицы, нитки шерстяные, трафареты варежек

«Эти мудрые сказки»

Образовательные: учить детей слушать сказки и понимать их глубокий смысл, уметь драматизировать отрывки из них. Развивающие: развивать интерес к русским народным сказкам, умение использовать в своей речи отдельные выражения. Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство гордости за свой народ

Волшебный клубочек, декорации для драматизации сказок, письмо

«Народные игрушки - куклы»

Образовательные: продолжать знакомить детей с историей и культурой русского народа, традициями и преданиями, учить познавать мир через игрушку. Развивающие: развивать у детей национальное самосознание, художественно-эстетические качества, совершенствовать мелкую моторику, расширять представления о народных куклах. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, прививать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к культуре народа

Белая ткань прямоугольной формы, материал для набивки головы, нитки

«Масленица»

Образовательные: знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы, учить понимать народные потешки, заклички. Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам.

Русские народные костюмы, теннисные ракетки, «блины» из бумаги, колокольчик

Март

«Грач на горе - весна на дворе»

Образовательные: учить обобщать характерные признаки весны, расширять знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь. Развивающие: развивать внимательность и наблюдательность, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к обычаям наших предков

Иллюстрации о весне, иллюстрации перелётных птиц.

«Русская ярмарка»

Образовательные: показать разнообразие русской игрушки, подвести к пониманию того, что любая игрушка - это отражение времени. Развивающие: развивать понятие, что всё достигается только упорным трудом мастеров. Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям мастеров, народному творчеству, уважение к русской национальной культуре

Матрёшки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, декорации ярмарки

«Филимоновские свистульки»

Образовательные: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, учить лепить птичку. Развивающие: развивать воображение, фантазию, творчество. Воспитательные: воспитывать интерес к русской национальной культуре

Филимоновские игрушки, глина или солёное тесто, оборудование для лепки, карандаш

«Птичка- невеличка»

Образовательные: учить детей правильному подбору цвета бумаги для нанесения узора филимоновской свистульки, учить аккуратному наклеиванию. Развивающие : развивать познавательную активность, представления детей о народных промыслах, развивать мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, воображение, фантазию

Филимоновские игрушки, иллюстрации элементов росписи, трафареты птичек

Апрель

«Старинные головные уборы»

Образовательные: познакомить детей с женским головным убором, расширять словарный запас, учить красиво выполнять узоры на кокошнике. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение. Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к культуре русского народа, его традициям и обычаям.

Иллюстрации, трафареты кокошников

«Праздник Светлой Пасхи»

Образовательные: познакомить детей с историей праздника, активизировать и расширять словарь детей. Развивающие: развивать интерес к культуре предков. Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к православным традициям русского народа.

Крашеные яйца, иллюстрации старинных праздничных гуляний

«Русская матрёшка»

Образовательные: расширять знания детей об истории создания русской матрёшки, знакомить с характерными особенностями Семёновской, Полхов-Майданской, Сергиев=Посадской матрёшках. Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к матрёшке, как к сувениру, символу страны..Продолжать развивать мышление, воображение, творческую фантазию. Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству

Матрёшки Семёновские, Полхов-Майданские, Сергиев-Посадские

«Весёлые матрёшки»

Образовательные: уточнить знания о матрёшке, учить рисовать элементы росписи. Развивающие: развивать познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность. Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Трафареты матрёшек, гуашь

«Человек без Родины, что птица без крыльев»

Образовательные: уточнить представления детей о родном селе, обогащать словарь. Развивающие: развивать воображение, связную речь. Воспитательные: воспитывать гражданско- патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Фотоальбом «Моё село»

«Моё село родное»

Образовательные: продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы, закреплять представление о форме предметов, величине, закреплять цвета и их оттенки. Развивающие: развивать творчество, умение работать самостоятельно. Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к своему селу, аккуратность в работе.

Фотоальбом «Моё село», карандаши, фломастеры.

«Родной свой край - люби и знай»

Образовательные: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем, учить детей рисовать берёзу, показать, что природа прекрасна в любое время года, совершенствовать приёмы работы с кистью. Развивающие: развивать речь детей, пополнять словарный запас, творческое мышление, фантазию, внимание, память. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Иллюстрации пейзажей, гуашь

«Святая Троица»

Образовательные: пополнять знания детей о народных праздниках и обычаях. Развивающие: развивать воображение, фантазию. Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважение к культуре русского народа, его обрядам и традициям

Берёза, ленты

3 этап - заключительный.

Достигнутые результаты:

*Повысилась познавательная активность детей;

*Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, народных праздников; с удовольствием играют в народные игры

*Повысилась активность родителей по приобщению детей к истокам культуры и истории русского народа.

*Пополнена и обновлена предметно-развивающая среда в мини-музее «Русская изба»

*Создана картотека народных игр

*Повысилась активность родителей по приобщению детей к истокам культуры и истории русского народа

* Родители принимали активное участие в творческих конкурсах и народных праздниках: «Пришла коляда - отворяй ворота», «Русская ярмарка», «Масленица»;

Организация работы по ознакомлению детей с историей и культурой русского народа в разное историческое время:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы, пополнением и приобретением методической и художественной литературы по данной теме, поиском сохранившихся экспонатов для пополнения мини-музея «Русская изба»

К работе над проектом мы привлекли и родителей К сожалению, наши молодые родители часто не понимают важности знания детьми своих истоков. А ведь ещё М.В.Ломоносов говорил:»Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём. Именно поэтому так необходимо знать и изучать культуру своих предков с детьми. Изучая русскую культуру, ребёнок начинает ощущать свою сопричастность к семье, своему народу, стране, в которой он живёт. В его сознании зажигается искорка любви и интереса к жизни своих предков, то есть постепенно происходит становление личности ребёнка. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность. «Воспитание, лишённое народных корней - бессильно» К.Д.Ушинский

После проведения анкетирования родителей стали проводить консультации по данному вопросу, совместно собирать материалы для нашего мини-музея «Русская изба», участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства, проводить вечера народных игр, готовить фотовыставку «Мы из Починок» - фотографии детей в самых красивых местах нашего села.

Основной этап:

На основном этапе работы с детьми проводились беседы и занятия по приобщению их к истокам русской культуры. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с поговорками, загадками и закличками, разучивали пословицы о труде, о воинской доблести, о смекалке и добре и зле, читали русские народные сказки, рассматривали иллюстрации быта наших предков, читали художественные произведения о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства, проводили народные праздники Дети с удовольствием играли в народные игры Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования компетентной, социально-адаптированной личности. Развивающая среда в группе, мини-музей «Русская изба» в детском саду дали представление об обычаях и традициях прошлого.

Дети стали понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется мини-музей «Русская изба» Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Реализация проекта:

На заключительном этапе реализации проекта провели совместно с родителями «Вечер народных игр», фотовыставку «Мы из Починок», народный праздник «Троица», конкурс творческого мастерства « Народные игрушки - куклы»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома и семьи.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. «Народ, который не знает своей культуры и истории - презренен и легкомысленен» Н.М. Карамзин. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Мы очень надеемся, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Консультация для воспитателей.

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края».

МДОУ «Золушка», п. Янгель, 2015г.

Воспитатель:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.


Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.

В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.

изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей представление о человеке в истории.

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.


Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

в своей статье «Дошкольное образование» отмечает: «Можно говорить о многих причинах данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно- историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно- пространственное окружение человека обеспечивает ему освоение даже самого сложного материала на личностном, понятном и доступном уровне».

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно - исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранения и возрождения. Необходимо использовать региональные культурно - исторические ценности на всех ступенях образования для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.
С Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»