Open
Close

Внедрение программ духовно нравственного воспитания в доу. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Светлячокъ

Надежда Илюхина
Программа развития « в условиях Взаимодействия ДОУ и семьи»

Программа развития «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»

Для детей 5-6 лет

Срок реализации программы 2015-2016 уч. год

Руководитель кружка: воспитатель Илюхина Н. А.

г. Темников

Пояснительная записка

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»!

И следуйте хорошему примеру!

Продлите добрым словом

Жизнь людей!

Направленность:

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Искаженные духовно-нравственные ценности, пропаганда насилия нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению личности.

В настоящее время России переживает один из тяжелых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в изменение политической системы, а в деградации личности. Это доказывает особую значимость их актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Программа направлена на расширение представлений о духовных ценностях, о традициях русского народа, на основы нравственной культуры и истории родного края.

Отличительные особенности:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Духовно-нравственно воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоническое формирование личности. Судьба ребенка в будущем зависит от того, что он знает, что он любит, что он может.

Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии его творить. Духовное воспитание детей - это процесс медленный и непростой. Результатом может стать особое устройство души и совести, обретении внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Возможно, что результаты своего руда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности сеялись с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка. Это доказывает актуальность разработки программ по духовно-нравственному воспитанию.

Цели и задачи программы:

Сохранение духовно - нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

Формирование чувства патриотизма через любовь и интерес к культуре своего народа, к малой Родине;

Стремление возродить традиции семейного воспитания;

Создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей.

Задачи:

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;

Через изучение национальных культурных традиций воспитывать любовь к Родине;

Формировать главные качества характер: волю, трудолюбие, уважение к родителям и другим людям;

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитании детей.

Режим занятий:

Среда 15:05 - 15:30

Пятница 15:05 - 15:30

Воскресение 09:00 - 09.30 (храм)

Формы занятий:

Экскурсии в храм, беседы, наблюдения, рассматривание произведений иконописи, экскурсии в музей, Санаксарский монастырь, тематические занятия, итоговые занятия, изготовление пасхальных и рождественских поделок, музыкальные развлечения.

Ожидаемый результат:

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей в МБДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединения усилий всех участников педагогического процесса и внедрения в практику работы детского сада новой модели духовно-нравственного воспитания детей;

Расширение представлений детей о традициях русского народа на основе православной культуры об истории родного края, формирование любви к малой Родине;

Создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей, служителей церкви;

Помощь семье в формировании личности ребенка на основе приобщения к традициям православной культуры;

Воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;

Бережное отношение к окружающему миру.

Способы проверки:

Итоговые тематические занятия, занятия - зачеты, совместные занятия со служителями церкви.

Формы подведения итогов:

Итоговое занятие в конце года в храме.

Учебный план:

Месяц: Октябрь

Преподобный Сергий Радонежский. ч.

Покров пресвятой Богородицы. 1ч.

Внутренне устроение храма: иконостас, алтарь, светильники в храме. 1ч.

Откуда мы знаем о Боге. Библия - книга книг. 1ч.

Димитровская родительская суббота - день богатырской славы. 2ч.

Священная история Ветхого Завета. 2ч.

Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. 2ч.

Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел - хранитель. 2ч.

Человек образ и подобие Божие. 2ч.

Жизнь первых людей в раю. Божии Заповеди. 2ч.

Как зло вошло в мир. 2ч.

Грехопадение и его последствия. 2ч.

Обетование Спасителя. 2ч.

История Каина и Авеля. 2ч.

Зависть. 2ч.

Святой Николай Чудотворец. 1ч.

Праздник Рождества христова. 2ч.

- «Свет Рождественской Звезды».2ч.

Ной. Ковчег. 2ч. Потоп.

Крещение Господне. 2ч.

Дети праведного Ноя. 2ч.

Хамство. Уважение к родителям. 2ч.

Преподобный Серафим Саровский - скорый помощник. 2ч.

Праздник Сретения Господня. 2ч.

Детство Иисуса Христа. 2ч.

Новый Завет - жизнь Иисуса Христа. 2ч.

Масленица. Прощенное воскресенье. 2ч.

Традиции русского народа. 2ч.

Начался Великий Пост. 2ч.

- «Мост на семь Вёрст».2ч.

Послушание и своеволие. 2ч.

Отец и сын. 2ч.

Имя - бесценный дар. 2ч.

Именины. 2ч.

Пасхальные радости. Цыпленок в пасхальном яичке. 3ч.

Святая Пасха. 3ч.

Святая праведная блаженная Матрона Московская. 3ч.

Святой праведный Федор Ушаков. 3ч.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки. 3ч.

Посещение Собора святого Праведного воина Феодора Ушакова. 3ч.

Тайна Святой троицы. 3ч.

Праздник Пресвятой троицы. Икона Троицы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития» Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития. 1. Проблема. Отторжение подрастающего поколения от отечественной.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.

Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования, п.1) указывает, что «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях .

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения - результат труда отдельных людей в разных сферах.

Воспитательная система по духовно нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Цель воспитательно-образовательной работы:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  • Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  • Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитательно-образовательной работы:

  • Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
  • Повысить профессиональный уровень педагогов.
  • Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)

Задачи воспитательной системы:

  • Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
  • Развитие социальных умений и навыков поведения.
  • Воспитывать позитивное отношение к миру.

Основная идея:

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы

  • содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

  • принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
  • принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Дополнительные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Шевченко Л.Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Название программы

Цель программы

Возраст детей

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»

Воспитание гуманной, духовно-развитой личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Н.В.Алешина

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Воспитание любви к Родине через воспитание нравственных качеств: любовь к близким людям, привязанность к родному городу, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к людям труда.

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Дорогою добра»

Своевременное, соотвтетствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Ожидаемые результаты, ребенок выпускник:

  • должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
  • дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
  • хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;
  • рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения;
  • знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
  • проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
  • овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
  • ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Как правило, основная часть родителей воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Практика работы по духовно - нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.

Задачи:

1.Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания.

2.Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Формы взаимодействия с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры используются следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Основные формам работы с детьми.

В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

  1. Духовно-образовательное. Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
  2. Беседа . Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", « Добро и зло» и т. д.

  1. Чтение и анализ художественных произведений , например, Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук», А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто"Помощница". Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ.
  2. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Положительный эффект дают такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу). Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…

2.Культурно-познавательное. (Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

В течение года в детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям необходимо подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Традицией должно стать возложение цветов к памятникам погибшим во время ВОВ, встречи с военными, празднование Дня защитника Отечества, посещение краеведческих музеев. Совместные мероприятия такого плана помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания о Боге, мире, человеке при активном и радостном участии самого ребенка.

  1. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.

На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Таким образом, формирование христианской картины мира у детей происходит не только в процессе теоретического изучения материала, но главным образом в живой практической деятельности.

Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»: милосердный, трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.

Источники:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Издательство «Просвещение» 2009.

Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Дорогою добра»

См. Концепция, определение «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России».

О важности формирования духовно-нравственных ценностей у детей.

«Ум без сердечности, знание без нравственности

говорит о бездуховности и бедности»

В.А.Сухомлинский

Нравственное воспитание всегда было и остаётся наиважнейшей задачей. Верить, или не верить, во что верить - каждый решает сам, но, главное - донести до наших деток моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним, помочь заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого.

Первая школа воспитания растущего человека - семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблем. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала светскую педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник - не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств, слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре, малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”. В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, детский сад, школа и церковь. Только все вместе - образовательное учреждение, семья, церковь, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”. Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”. В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая. Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Подготовила старший воспитатель Крючешникова С. Ю.

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Населенный пункт: Воронежская область, Пгт. Подгоренский

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому в нашем детском саду программа по духовно – нравственному воспитанию Л.Л.Шевченко «Добрый мир» введена во все виды деятельности детей согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы».

Используется нами и парциальная программа «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханева).

Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
  • к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно обеспечивает развитие личности, и охватывать определенные направления развития и образования детей, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности:

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 % общего объема, включает различные направления и учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на выбор тех форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на сложившиеся традиции ДОО или группы.

В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Вся работа в детском саду по духовно – нравственному воспитанию ведется по трем направлениям:

1) Самообразование педагогов.

Методическая работа в детском саду направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников

2) Совместная деятельность с детьми.

Это: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

  • продуктивная деятельность: изготовление поделок, подарков и рисунков для именинников и к православным праздникам.

3) Взаимодействие с родителями.

С 2009 года по согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня с детьми детского сада проводится кружок «Свечечка» по программе Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

Программа признана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа. Содержание данной программы, построенное в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека.

С родителями воспитанников проводится анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало что большинство родителей, (а именно 53,5% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания.

85% родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада по данному направлению. На общем родительском собрании в октябре месяце каждого года родители пишут заявления о согласии посещать кружок.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка, которое проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, круглые столы, встречи со священнослужителем, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

Кружковую деятельность проводится с 20 детьми разного возраста. Собран содержательный теоретический и практический материал.

Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группе оформлены православный и патриотический уголки, создан информационный стенд для родителей, в котором размещена информация духовно-нравственного содержания.

В детском саду используются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
  • знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, Покровская ярмарка).
  • тематические выставки детского творчества;
  • знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма;
  • экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
  • экскурсии в природу и знакомство с красотой Божьего мира;
  • театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим;
  • в последнее время проектный метод стал широко использоваться педагогами детского сада. Совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты такие как «Уроки доброты», «Моя мама лучше всех», «Семейные гербы и символы»;
  • в детском саду имеется специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России мини-музей

«Русская изба», где дети занимаются, проводят экскурсии, посиделки и развлечения. В нем собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 начала 20 века и способствуют приобщению детей к крестьянской культуре и быту.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека

Список литературы.

  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  4. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.
  5. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005.
  6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
  7. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010.
  9. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.
  10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.
  11. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» .

Важным в процессе нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта нравственного поведения, относятся :

  • 1. Воспитание нравственных привычек;
  • 2. Пример взрослого или других детей;
  • 3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
  • 4. Организация совместной деятельности;
  • 5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных качеств, входят:

  • 1. беседа воспитателя на этические темы;
  • 2. чтение художественной литературы;
  • 3. рассматривание и обсуждение картин;
  • 4. метод убеждения;
  • 5. метод поощрений и наказаний.

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования - «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки».

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей . Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это -- комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) .

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта» .

Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» .

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре .

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков .

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников :

  • · рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • · чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • · игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • · положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие.

Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедрена базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества .

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны -- в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ .

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка в области нравственного воспитания, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы - это эмоционально отзывчивый ребенок, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации.

При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой -- правильных оценок и моральных суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой -- моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений.

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Конспект предназначен для педагогов - для выступлений на педагогических советах, конференциях.
Цель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который использую, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания - это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность - постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй . Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод : Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.